ЗОЖ
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.
Педагоги знают: одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе – формирование у школьников здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков? Как выстроить воспитательную работу в классе и школе так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью выпускника? История о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству стара как мир. Издавна человечество борется, причем, само с собой, за самый что ни на есть здоровый образ жизни. Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубности вредных привычек, народные пословицы о здоровом теле и духе. Мы знаем все, что касается диет, полезной пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде утренней гимнастики. Мы наслышаны об ужасающих последствиях употребления алкоголя, курения и наркотиков. Причем приобретенные знания о жутком влиянии всего этого на организм и личность должны оттолкнуть нас от сигарет, градусов и одурманивания. Мы в курсе о вреде жирной пищи, обильной еде на ночь, несоблюдение элементарных правил режима дня и гигиены тела, об отсутствии полноценного движения и постоянного «великого сидения» перед телевизором и монитором. И уж наверняка одна половина человечества вдохновенно расскажет другой половине об огромной пользе занятий разнообразными видами танцев, восточных гимнастик, опишет их влияние как на дух, так и на тело.
Учреждения образования и здравоохранения в решении этой задачи занимают почетное первое место. Именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня, по правилам гигиены. Именно с детских лет мы все должны быть «привиты» от всех вредных привычек, от которых страдает человечество. Именно с самого начала нашей сознательной деятельности заложены основы здорового образа жизни. В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни, т.е. решению данной глобальной цели. Учебные предметы, содержащие знания об организме и здоровье человека, внеклассные праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы по той тематике, встречи со специалистами, работа секций и спортивных клубов – все направлено на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.
Школа – идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов. Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативных воздействий. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития подростков.
План работы Службы здоровья на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Организационные мероприятия |
||||
1. |
Диспансеризация учащихся врачами детской поликлиники |
по плану |
Ветошкина Н.В. |
|
2. |
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся |
по графику |
Ветошкина Н.В. |
|
3. |
Организация образовательного процесса в соответствии с методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в условиях распространения инфекции COVID-19 |
Сентябрь/ постоянно |
Сватухина Ж.Н. |
|
4. |
Рассмотрение на заседании совета школы вопросов: - о результатах проведения разъяснительной работы с учащимися, их законными представителями и работниками школы о необходимости вакцинации против гриппа; - об организации горячего питания учащихся в 2024/2025 учебном году |
декабрь
|
Ветошкина Н.В.
Пленко О.В. |
|
5. |
Учет учащихся по группам здоровья и группам для занятий по физкультурным группам |
сентябрь |
Ветошкина Н.В. |
|
6. |
Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, участие в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок |
в течение года |
Гебень И.С., педагог-психолог |
|
7. |
Мониторинг состояния здоровья учащихся |
январь |
Ветошкина Н.В. |
|
8. |
Обновление банка данных о заболеваемости учащихся |
1 раз в четверть |
Ветошкина Н.В. |
|
9. |
Планирование заседаний Службы здоровья |
сентябрь |
Гебень И.С. |
|
10. |
Проведение подвижных перемен |
ежедневно |
Классные руководители I – IV классов |
|
11. |
Проведение на учебных, факультатив-ных занятиях физкультминуток |
постоянно |
учителя-предметники |
|
12. |
Контроль за адаптацией учащихся I, V, Х классов
|
октябрь-ноябрь, в течение года |
Классные рук-ли I, V, Х классов, Мацкевич Ю.В., Бычкова Е.В. |
|
13. |
Психолого – педагогические консилиумы: -адаптация учащихся пятых классов; -адаптация учащихся первых классов; |
октябрь ноябрь |
Сватухина Ж.Н., Пленко О.В., педагог-социальный, педагог-психолог |
|
14. |
Организация обучения учащихся на дому по медицинским показаниям |
в течение года |
Гебень И.С. |
|
15. |
Профилактический осмотр учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении на наличие следов физического насилия, педикулёза |
в течение года/ еженедельно |
Ветошкина Н.В., классные руководители |
|
16. |
Составление социально-педагогической характеристики класса, школы |
сентябрь |
Классные руководители, Бычкова Е.В. |
|
17. |
Организация дежурства по школе учащихся |
в течение года |
Сватухина Ж.Н. |
|
18. |
Оформление листков здоровья в классных журналах |
сентябрь, январь |
классные руководители |
|
19. |
Организация работы объединений по интересам спортивной направленности, факультативных занятий, лекториев по пропаганде здорового образа жизни |
сентябрь |
Гебень И.С. |
|
20. |
Оформление в библиотеке литературы по вопросу формирования здорового образа жизни |
в течение года |
Зенюкевич Т.И., библиотекарь |
|
21. |
Проведение тематических дней здоровья |
каждая вторая суббота |
Учителя физической культуры и спорта |
|
22. |
Проведение спортивных мероприятий в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады |
в течение года |
Учителя физической культуры и спорта |
|
23. |
Контроль за своевременным прохождением флюорографического обследования сотрудниками школы |
в течение года |
Ветошкина Н.В. |
|
24. |
Контроль за организацией питания учащихся |
постоянно |
Пленко О.В. |
|
25. |
Организация обучения плаванию учащихся |
согласно приказу УО |
Учителя физкультуры |
|
26. |
Проведение информационно-просветительских мероприятий по принципу «равный обучает равного» |
в соответствии с планом работы |
Волынец Е.В. |
|
27. |
Проведение психосоциального анкетирования |
октябрь |
Педагог-психолог, классные руководители |
|
28. |
Организация дневного сна: - в группах продлённого дня для учащихся I-х классов -в оздоровительном лагере с дневным пребыванием |
постоянно
июнь, август |
Пленко О.В.
Сватухина Ж.Н. |
|
Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса |
||||
1. |
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий |
постоянно |
Васкан Н.Г. |
|
2. |
Соблюдение воздушного и светового режима в школе |
постоянно |
Дежурные педагоги |
|
3. |
Обеспечение соблюдения правил безопасности в школе |
постоянно |
Администрация, педагоги |
|
4. |
Соблюдение санитарно-эпидемического режима в школе во время карантина. |
в период карантина |
Ветошкина Н.В. |
|
5. |
Осуществление контроля за выполне-нием требований по организации образовательного процесса с учетом сохранения и развития психического, социального, физического здоровья детей |
в рамках внутреннего контроля |
Администрация школы |
|
6. |
Учет посещаемости занятий учащимися школы |
в течение года |
Классные руководители, Бычкова Е.В. |
|
7. |
Организация горячего питания для учащихся |
в течение года |
Пленко О.В., классные руководители |
|
8. |
Проведение подвижных игр перед началом занятий, на переменах |
постоянно |
Учителя-предметники |
|
9. |
Проведение профилактической работы по предупреждению заболеваний среди учащихся |
в течение учебного года |
Ветошкина Н.В. |
|
10. |
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период |
август – сентябрь |
Васкан Н.Г. |
|
11. |
Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды |
июнь |
Пленко О.В. |
|
12. |
Контроль за санитарным состоянием учебных помещений: классными кабинетами, столовой, спортзалом. |
постоянно |
Ветошкина Н.В. |
|
13. |
Контроль за правильной рассадкой учащихся соответственно роста и зрения. |
сентябрь, постоянно |
Ветошкина Н.В., классные руководители |
|
Информационно – просветительская работа с учащимися и родителями |
||||
1. |
Неделя профилактики вредных зависимостей |
сентябрь |
Бычкова Е.В. |
|
2. |
Классные часы « О самосохранительном поведении» |
в течение учебного года |
Классные руководители |
|
3. |
Проведение разъяснительной работы по вопросу вакцинации против гриппа. |
сентябрь- октябрь |
Ветошкина Н.В. | |
4. |
Неделя спорта и здоровья |
сентябрь |
Гебень И.С. |
|
5. |
Антинаркотическая акция «Миссия – жить!» (по отдельному плану) |
октябрь |
Бычкова Е.В. |
|
6. |
Конкурс знатоков «Здорового стола» |
октябрь |
классные руководители |
|
7. |
Неделя профилактики табакокурения «Дыши легко» |
ноябрь |
Карасева А.С. классные руководители |
|
8. |
Акция «Безопасный Интернет» |
ноябрь, апрель |
Бычкова Е.В. |
|
9. |
Антитабачная информационно-образовательная акция «Всемирный день некурения» |
ноябрь |
Бычкова Е.В., Мацкевич Ю.В. |
|
10. |
Акция по профилактике игровой зависимости: «#БезАватарки. Вместе за Живое общение!» |
ноябрь |
Бычкова Е.В., Карасева А.С. |
|
11. |
Единый день профилактики «Профилактика употребления токсических и наркотических веществ, некурительных смесей типа «насвай». |
декабрь |
Волынец Е.В. |
|
12. |
Конкурс агитбригад «Скажем НЕТ вредным привычкам!». |
декабрь |
Информационный центр |
|
13. |
Единый день информирования «Роль государства в борьбе со СПИДом (ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом) |
декабрь |
Бычкова Е.В., Ясюкайть О.Э. |
|
14. |
Тренинговое занятие «Как бороться со стрессом» для одаренных учащихся». |
февраль |
Мацкевич Ю. В. |
|
15. |
Весенняя антинаркотическая акция «Миссия – жить» |
март |
Бычкова Е.В. |
|
16. |
Всемирный День здоровья «На здоровой волне» (с приглашением специалистов ЦРБ, Центра гигиены и эпидемиологии). |
апрель |
Гебень И.С. |
|
17. |
День без конфликтов |
апрель |
Мацкевич Ю. В. |
|
18. |
День памяти жертв СПИДа |
май |
Карасева А.С. |
|
19. |
Акция «Беларусь против табака» |
май |
Бычкова Е.В. |
|
20. |
Тематическая дискотека « Я выбираю жизнь». |
май |
Карасева А.С. |
|
21. |
Тренинг по принципу «равный обучает равного». «Профилактика ВИЧ-инфекции». |
май |
Волынец Е.В.
|
|
22. |
Рассмотрение вопросов профилактики вредных зависимостей в рамках родительского всеобуча, родительского университета |
в течение года |
Классные руководители, педагог-социальный, педагог-психолог |
|
23. |
Проведение фельдшером школы профилактических бесед по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, необходимости соблюдения правил гигиены, в том числе гигиены рук. |
в течение года |
Ветошкина Н.В. |
|
24. |
Приглашение на родительские собрания медицинских работников |
|
Бычкова Е.В. |
|
25. |
Организация индивидуальных консультаций для родителей |
в течение года |
Педагог-социальный, педагог-психолог |
|
26. |
Рассмотрение актуальных вопросов профилактики вредных зависимостей в рамках дифференцированного родительского всеобуча |
по плану |
Бычкова Е.В., классные руководители
|
|
27. |
Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях |
по плану |
Учителя физической культуры и спорта |
|
28. |
Тематические консультации для родителей учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении, с ОПФР. |
в течение года |
Педагог-социальный, педагог-психолог |
|
Психолого-педагогическое сопровождение |
||||
1. |
Индивидуальное консультирование учащихся по вопросам профилактики вредных зависимостей |
в течение года |
педагог социальный |
|
2. |
Проведение информационно-просветительских мероприятий в рамках Недели профилактики вредных зависимостей, месячника профилактики суицидов. |
сентябрь- октябрь |
педагог психолог |
|
3. |
Проведение тематических недель профилактики (по отдельному плану) |
в течение учебного года |
Бычкова Е.В. педагог социальный |
|
4. |
Проведение рейдов «Школа – зона свободная от курения» |
в течение года |
Бычкова Е.В., педагог социальный |
|
5. |
Проведение тематических дней: |
|
Бычкова Е.В.., педагог социальный |
|
а) борьбы с наркотиками |
1 марта |
|||
б) борьбы с туберкулезом |
24 марта |
|||
в) всемирный день здоровья |
7 апреля |
|||
г) без табака |
31 мая |
|||
д) некурения |
3-й четверг ноября |
|||
е) борьбы со СПИдом |
1 декабря |
|||
6. |
Проведение тренингов с педагогами, направленных на профилактику эмоционального выгорания. |
в течение учебного года |
Мацкевич Ю.В. |
|
7. |
Диагностика ситуативной и личностной тревожности учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанными находящимися в СОП. |
сентябрь |
Мацкевич Ю.В. |
|
8. |
Коррекционно – развивающая работа с учащимися, проявившими повышенный уровень тревожности (по результатам диагностики) |
сентябрь |
Мацкевич Ю.В. |
|
9. |
Тренинговые занятия с учащимися с низким социометрическим статусом |
сентябрь- ноябрь |
Мацкевич Ю.В. |
|
10. |
Тренинговые занятия с учащимися с повышенным уровнем тревожности |
октябрь, январь |
Мацкевич Ю.В. |
|
11. |
Тренинговое занятие для учащихся выпускных классов «Способы снятия нервно – психического напряжения» |
апрель - июнь |
Мацкевич Ю.В. |
|
12. |
Коррекционная работа с учащимися по результатам психосоциального анкетирования |
ноябрь - май |
Мацкевич Ю.В. |
|
Материально-техническое обеспечение |
||||
1. |
Ремонт ученической мебели |
в течение 2024/2025 учебного года |
Васкан Н.Г |
|
2. |
Замена окон, дверей запасных выходов |
в течение 2024/2025 учебного года |
Васкан Н.Г |
|
3. |
Укрепление спортивной базы, приобретение спортивного инвентаря и оборудования |
в течение 2024/2025 учебного года |
Гебень И.С. |