ЗОЖ

ЗОЖ

            Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

        Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы.

     Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.       

             Педагоги знают: одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе – формирование у школьников здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков? Как выстроить воспитательную работу в классе и школе так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью выпускника? История о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству стара как мир. Издавна человечество борется, причем, само с собой, за самый что ни на есть здоровый образ жизни. Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубности вредных привычек, народные пословицы о здоровом теле и духе. Мы знаем все, что касается диет, полезной пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде утренней гимнастики. Мы наслышаны об ужасающих последствиях употребления алкоголя, курения и наркотиков. Причем приобретенные знания о жутком влиянии всего этого на организм и личность должны оттолкнуть нас от сигарет, градусов и одурманивания. Мы в курсе о вреде жирной пищи, обильной еде на ночь, несоблюдение элементарных правил режима дня и гигиены тела, об отсутствии полноценного движения и постоянного «великого сидения» перед телевизором и монитором. И уж наверняка одна половина человечества вдохновенно расскажет другой половине об огромной пользе занятий разнообразными видами танцев, восточных гимнастик, опишет их влияние как на дух, так и на тело.

     Учреждения образования и здравоохранения в решении этой задачи занимают почетное первое место. Именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня, по правилам гигиены. Именно с детских лет мы все должны быть «привиты» от всех вредных привычек, от которых страдает человечество. Именно с самого начала нашей сознательной деятельности заложены основы здорового образа жизни. В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни, т.е. решению данной глобальной цели. Учебные предметы, содержащие знания об организме и здоровье человека, внеклассные праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы по той тематике, встречи со специалистами, работа секций и спортивных клубов – все направлено на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.      

   

  Школа – идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов. Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативных воздействий. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития подростков.


нет3нет4


План работы Службы здоровья на   2024/2025   учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

1.

Диспансеризация учащихся врачами детской поликлиники

по плану

Ветошкина Н.В.

2.

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся

по графику

Ветошкина Н.В.

3.

Организация образовательного процесса в соответствии с методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в условиях распространения инфекции  COVID-19

Сентябрь/ постоянно

Сватухина Ж.Н.

4.

Рассмотрение на заседании совета школы вопросов:

- о результатах проведения разъяснительной работы с учащимися, их законными представителями и работниками школы  о необходимости вакцинации против гриппа;

- об организации горячего питания учащихся в 2024/2025 учебном году

 

 

декабрь

 

 

 

 

Ветошкина Н.В.

 

 

Пленко О.В.

5.

Учет учащихся по группам здоровья и группам для занятий по физкультурным группам

сентябрь

Ветошкина Н.В.

6.

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение,  участие в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок

в течение

года

Гебень И.С., педагог-психолог

7.

Мониторинг состояния здоровья учащихся

      январь

Ветошкина Н.В.

8.

Обновление банка данных о заболеваемости учащихся

1 раз в четверть

Ветошкина Н.В.

9.

Планирование заседаний  Службы здоровья

сентябрь

Гебень И.С.

10.

Проведение подвижных перемен

ежедневно

Классные руководители

I – IV  классов

11.

Проведение на учебных, факультатив-ных  занятиях физкультминуток

постоянно

учителя-предметники

12.

Контроль за адаптацией учащихся

I, V, Х классов

 

октябрь-ноябрь,

в течение года

Классные рук-ли I, V, Х классов,

Мацкевич Ю.В., Бычкова Е.В.

13.

Психолого – педагогические консилиумы:

-адаптация учащихся  пятых классов;

-адаптация учащихся  первых классов; 

 

октябрь

ноябрь

Сватухина Ж.Н., Пленко О.В., педагог-социальный, педагог-психолог

14.

Организация обучения учащихся  на дому по медицинским показаниям

в течение года

Гебень И.С.

15.

Профилактический осмотр учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении на наличие следов физического насилия, педикулёза

в течение года/ еженедельно

Ветошкина Н.В., классные руководители

16.

Составление социально-педагогической характеристики  класса, школы

сентябрь

Классные руководители, Бычкова Е.В.

17.

Организация дежурства по школе учащихся

в течение года

Сватухина Ж.Н.

18.

Оформление листков здоровья в классных журналах

сентябрь,

январь

классные руководители

19.

Организация работы объединений по интересам спортивной направленности, факультативных занятий, лекториев по пропаганде здорового образа жизни

сентябрь

Гебень И.С.

20.

Оформление в  библиотеке  литературы по вопросу формирования здорового образа жизни

в течение года

Зенюкевич Т.И., библиотекарь

21.

Проведение тематических  дней здоровья

каждая вторая суббота

Учителя физической культуры  и спорта

22.

Проведение спортивных мероприятий в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады

в течение года

Учителя физической культуры  и спорта

23.

Контроль за своевременным прохождением флюорографического  обследования  сотрудниками школы

в течение года

Ветошкина Н.В.

24.

 Контроль за организацией питания учащихся

постоянно

Пленко О.В.

25.

Организация обучения плаванию учащихся

согласно приказу УО

Учителя физкультуры

26.

Проведение информационно-просветительских мероприятий по принципу «равный обучает равного»

в соответствии с планом работы

Волынец Е.В.

27.

Проведение психосоциального анкетирования

октябрь

Педагог-психолог, классные руководители

28.

Организация дневного сна:

- в группах продлённого дня для учащихся I-х классов

-в оздоровительном лагере с дневным пребыванием

 

постоянно

 

июнь, август

Пленко О.В.

 

Сватухина Ж.Н.

 Создание здоровьесберегающих условий при организации

образовательного процесса

1.

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

постоянно

Васкан Н.Г.

2.

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

постоянно

Дежурные педагоги

3.

Обеспечение соблюдения правил безопасности в школе

постоянно

Администрация, педагоги

4.

Соблюдение санитарно-эпидемического режима в школе  во время карантина.

в период карантина

Ветошкина Н.В.

5.

Осуществление контроля  за выполне-нием требований по организации образовательного процесса с учетом сохранения и развития психического, социального, физического здоровья детей

в рамках внутреннего  контроля

Администрация школы

6.

Учет посещаемости занятий  учащимися школы

в течение года

Классные руководители, Бычкова Е.В.

7.

Организация горячего  питания для учащихся

в течение

 года

Пленко О.В., классные руководители

8.

Проведение подвижных игр перед началом занятий,  на переменах

постоянно

Учителя-предметники

9.

Проведение профилактической работы по  предупреждению заболеваний среди учащихся

в течение учебного года

Ветошкина Н.В.

10.

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

август – сентябрь

Васкан Н.Г.

11.

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

июнь

Пленко О.В.

12.

Контроль за санитарным состоянием учебных помещений: классными кабинетами, столовой, спортзалом.

постоянно

Ветошкина Н.В.

13.

Контроль за правильной рассадкой учащихся соответственно роста и зрения.

сентябрь,

постоянно

Ветошкина Н.В., классные  руководители

Информационно – просветительская работа с учащимися и родителями

1.       

Неделя профилактики вредных зависимостей

сентябрь

Бычкова Е.В.

2.       

Классные часы « О самосохранительном поведении»

в течение учебного года

Классные руководители

3.       

Проведение  разъяснительной работы по вопросу вакцинации против гриппа.

сентябрь- октябрь

Ветошкина Н.В.

4.       

Неделя спорта и здоровья

сентябрь

Гебень И.С.

5.       

Антинаркотическая  акция «Миссия – жить!» (по отдельному плану)

октябрь

Бычкова Е.В.

6.       

Конкурс  знатоков «Здорового стола»

октябрь

 классные руководители

7.       

Неделя профилактики табакокурения «Дыши легко» 

ноябрь

Карасева А.С. классные руководители

8.       

Акция «Безопасный Интернет»

ноябрь, апрель

Бычкова Е.В.

9.       

Антитабачная информационно-образовательная акция «Всемирный день некурения»

ноябрь

Бычкова Е.В.,

Мацкевич Ю.В.

10.  

Акция по профилактике игровой зависимости: «#БезАватарки. Вместе за Живое общение!»

ноябрь

Бычкова Е.В., Карасева А.С.

11.  

Единый  день профилактики  «Профилактика употребления токсических и наркотических веществ, некурительных смесей типа «насвай».

декабрь

Волынец Е.В.

12.  

Конкурс агитбригад «Скажем НЕТ вредным привычкам!».

декабрь

Информационный центр

13.  

Единый  день информирования «Роль государства в борьбе со СПИДом  (ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом)

декабрь

Бычкова Е.В., Ясюкайть О.Э.

14.  

 Тренинговое занятие «Как бороться со стрессом» для одаренных учащихся».

февраль

Мацкевич Ю. В.

15.  

Весенняя антинаркотическая акция «Миссия – жить»

март

Бычкова Е.В.

16.  

Всемирный  День здоровья «На здоровой волне» (с приглашением специалистов ЦРБ, Центра гигиены и эпидемиологии).

апрель

Гебень И.С.

17.  

День без конфликтов

апрель

Мацкевич Ю. В.

18.  

День памяти жертв СПИДа

май

Карасева А.С.

19.  

Акция «Беларусь против табака»

май

Бычкова Е.В.

20.  

Тематическая дискотека « Я выбираю жизнь».

май

Карасева А.С.

21.  

Тренинг по принципу «равный обучает равного».  «Профилактика ВИЧ-инфекции».

май

Волынец Е.В.

 

22.  

Рассмотрение вопросов профилактики вредных зависимостей в рамках родительского всеобуча, родительского университета

в течение года

Классные руководители, педагог-социальный, педагог-психолог

23.  

Проведение фельдшером школы профилактических бесед по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, необходимости соблюдения правил гигиены, в том числе гигиены рук.

в течение

года

Ветошкина Н.В.

24.  

Приглашение на родительские собрания медицинских работников

 

 

Бычкова Е.В.

25.  

Организация индивидуальных консультаций для родителей

в течение

года

Педагог-социальный, педагог-психолог

26.  

Рассмотрение актуальных вопросов профилактики вредных зависимостей в рамках дифференцированного родительского всеобуча

по плану

Бычкова Е.В.,

классные руководители

 

27.  

Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях

по  плану

Учителя физической культуры и спорта

28.  

Тематические консультации для родителей учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении, с ОПФР.

в течение года

Педагог-социальный, педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение

1.

Индивидуальное консультирование учащихся по вопросам профилактики вредных зависимостей

в течение года

 

педагог социальный

2.

Проведение информационно-просветительских мероприятий в рамках Недели профилактики вредных зависимостей, месячника профилактики суицидов.

сентябрь- октябрь

 

педагог психолог

3.

Проведение тематических недель профилактики (по отдельному плану)

в течение учебного года

Бычкова Е.В.

педагог социальный

4.

Проведение рейдов «Школа – зона свободная от курения»

в течение года

Бычкова Е.В.,

педагог социальный

5.

Проведение тематических дней:

 

Бычкова Е.В..,

педагог социальный

а) борьбы с наркотиками

1 марта

б) борьбы с туберкулезом

24 марта

в) всемирный день здоровья

7 апреля

г) без табака

31 мая

д) некурения

3-й четверг ноября

е) борьбы со СПИдом

1 декабря

6.

Проведение тренингов с педагогами, направленных на профилактику эмоционального выгорания.

в течение учебного года

Мацкевич Ю.В.

7.

Диагностика ситуативной и личностной тревожности учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанными находящимися в СОП.

сентябрь

Мацкевич Ю.В.

8.

Коррекционно – развивающая работа с учащимися, проявившими повышенный уровень тревожности (по результатам диагностики)

сентябрь

Мацкевич Ю.В.

9.

Тренинговые занятия с учащимися с низким социометрическим статусом

сентябрь- ноябрь

Мацкевич Ю.В.

10.

Тренинговые занятия с учащимися с повышенным уровнем тревожности

октябрь,

январь

Мацкевич Ю.В.

11.

Тренинговое занятие для учащихся выпускных классов «Способы снятия нервно – психического напряжения»

апрель - июнь

Мацкевич Ю.В.

12.

Коррекционная работа с учащимися по результатам психосоциального анкетирования

ноябрь  - май

Мацкевич Ю.В.

Материально-техническое обеспечение

1.

 Ремонт  ученической мебели

в течение 2024/2025 учебного года

Васкан Н.Г

2.

 Замена окон, дверей запасных выходов

в течение 2024/2025 учебного года

Васкан Н.Г

3.

Укрепление спортивной базы, приобретение спортивного инвентаря и оборудования

в течение 2024/2025 учебного года

Гебень И.С.