Правовое воспитание

 


Цели и задачи правового воспитания  в школе

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.

Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.

Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.

В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, меж личностных, житейских и международных отношениях.

Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.

ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
  2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
  3. Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
  4. Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.

Правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.

Система правового воспитания основана на научном понимании структуры правового сознания.

а) Правовая грамотность: развивает правовое сознание. На правовое поведение влияет взаимозависимость и дополнение формирования правового, гражданского и нравственного сознания. Гражданское сознание формирует понимание общественной значимости права, норм и законов. Нравственное сознание – усвоение и принятие норм личностью.

б) Нравственно – правовые чувства формируют уважение к нормам и закону; переживания, связанные с нарушением норм; совесть, контролирующую уверенность, страдание, страх.

в) Правовое мышление формирует умение оценивать замыслы, поступки, поведение с точки зрения норм права.

Условие реализации целей и задач: созданное и развитое правовое пространство школы.

Правовое пространство школы составляют собственно существующие в конкретном школьном коллективенормы и правилаоткрывающие возможность правовых отношений и действий.

При любой воспитательной системе или системе воспитательной работы правовое пространство пронизывает и охватывает всю систему взаимодействия и взаимоотношений на уровнях «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – администрация», «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – семья».

Правовое пространство школы определяет границы свободы в пределах

  • желаемого и должного,
  • допустимого и нежелательного,
  • возможного и запретного.

Основные направления системы правового воспитания в учреждении:

  • осуществление правового образования учащихся;
  • работа Совета профилактики правонарушений;
  • профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • индивидуальная работа с учащимися, состоящими на  учете ИДН;
  • правовое образование родительской общественности;
  • взаимодействие с органами системы профилактики

 

Правовая азбука

ПРАВО – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый государственной властью, устанавливающий общеобязательные правила поведения.

КОНСТИТУЦИЯ – основной Закон государства, который обладает высшей юридической силой в сравнении с другими нормативными правовыми актами.

ОБЯЗАННОСТИ – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; это меры общественно необходимого поведения человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

ПРОСТУПОК – малозначительное и не представляющее общественной опасности правонарушение, влекущее дисциплинарную либо административную ответственность.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ –антиобщественное деяние, причиняющее вред человеку или организации, запрещённое законом и влекущее наказание.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – одна из форм юридической ответственности человека за совершение им административного правонарушения (проступка). Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных в Кодексе Республики Беларусь об  административных правонарушениях. 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – наиболее суровый вид ответственности, наступает за совершение преступлений. Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие на личность: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ– виновно совершённое общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания.

 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2.Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14 до 16 лет, подлежат уголовной ответственности за:

убийство ;

причинение смерти по неосторожности ;

умышленное причинение тяжкого телесного повреждения ;

умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;

изнасилование ;

насильственные действия сексуального характера ;

похищение человека ;

кражу ;

грабеж ;

разбой ;

вымогательство;

угон транспортного средства или маломерного водного судна ;

умышленные уничтожение либо повреждение имущества;

захват заложника ;

хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ ;

умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения;

хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

хулиганство ;

заведомо ложное сообщение об опасности ;

осквернение сооружений и порчу имущества ;

побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи .


КРАЖА – тайное хищение чужого имущества .


ГРАБЕЖ – преступление против собственности, связанное с открытым хищением чужого имущества.


РАЗБОЙ – насилие либо угроза применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом .

свернуть

САЙТЫ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:


 

Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE»►


Уголовный Кодекс Республики Беларусь⇒ 

свернуть