Цели и задачи правового воспитания в школе
Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.
Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.
Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.
В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, меж личностных, житейских и международных отношениях.
Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.
ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
- Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
- Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
- Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
- Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.
Правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.
Система правового воспитания основана на научном понимании структуры правового сознания.
а) Правовая грамотность: развивает правовое сознание. На правовое поведение влияет взаимозависимость и дополнение формирования правового, гражданского и нравственного сознания. Гражданское сознание формирует понимание общественной значимости права, норм и законов. Нравственное сознание – усвоение и принятие норм личностью.
б) Нравственно – правовые чувства формируют уважение к нормам и закону; переживания, связанные с нарушением норм; совесть, контролирующую уверенность, страдание, страх.
в) Правовое мышление формирует умение оценивать замыслы, поступки, поведение с точки зрения норм права.
Условие реализации целей и задач: созданное и развитое правовое пространство школы.
Правовое пространство школы составляют собственно существующие в конкретном школьном коллективенормы и правила, открывающие возможность правовых отношений и действий.
При любой воспитательной системе или системе воспитательной работы правовое пространство пронизывает и охватывает всю систему взаимодействия и взаимоотношений на уровнях «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – администрация», «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – семья».
Правовое пространство школы определяет границы свободы в пределах
- желаемого и должного,
- допустимого и нежелательного,
- возможного и запретного.
Основные направления системы правового воспитания в учреждении:
- осуществление правового образования учащихся;
- работа Совета профилактики правонарушений;
- профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учете ИДН;
- правовое образование родительской общественности;
- взаимодействие с органами системы профилактики